5 февраля состоялась встреча Главы Республики Карелия Артура Парфенчикова в режиме ВКС по вопросам развития института региональных брендов в Республике Карелия.
Сегодня все регионы России имеют разную историю и традиции, у них разные ресурсы и народные промыслы. Но практически в каждом регионе без особого труда можно найти один или несколько брендов, которые широко известны не только в России, но и уже успели завоевать популярность на мировом уровне.
«На сегодняшний день актуально использование брендов регионального уровня для формирования региональной идентичности, регионального патриотизма и, в конечном итоге, для создания благоприятного имиджа региона», – отметил Глава республики Артур Парфенчиков.
В Карелии уже есть популярные известные названия, связанные исключительно с Карелией, которые могут стать официальными региональными брендами, и которыми можно гордиться по праву.
Нормативное понятие «региональный бренд» отсутствует, он регистрируется либо в виде НМПТ (наименование места происхождения товара), либо в виде товарного знака.
В июле 2019 года введен в качестве самостоятельного, защищённого средства индивидуализации товара новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание», под которым понимается обозначение, используемое на товарах, которые имеют определённое географическое происхождение и обладают свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно местом своего происхождения. Регистрация географического указания Роспатент планирует начать с июля 2020 года.
Минэкономразвития Республики Карелия проделана большая работа в данном направлении. В апреле 2018 года была зарегистрирована Система добровольной сертификации «Сделано в Карелии», официальным оператором которой выступает АО «Корпорация развития Республики Карелия».
Как заметил Олег Ермолаев: «Любой местный товаропроизводитель может обратиться в Корпорацию, и по итогам лабораторных исследований продукции получить право на использование знака качества «Сделано в Карелии».
В декабре 2019 года «Сделано в Карелии» зарегистрирован как товарный знак. На сегодняшний день более 55 компаний региона уже являются правообладателями на использование знака качества «Сделано в Карелии». Обладатели знака качественно выделяют свои товары не только в нашем регионе, но и за его пределами.
Кроме того, в Карелии для местного бизнеса введена региональная мера поддержки в виде субсидирования затрат на сертификацию продукции, работ и услуг, а также субсидирование широко спектра затрат операторам карельских товаров. Мерами поддержи за 2019 год воспользовались 12 предпринимателей.
В рамках центра «Мой бизнес» с августа 2019 года свою деятельность осуществляет Центр сертификации, стандартизации и испытаний Корпорации развития Республики Карелия. Данный центр взял на себя функции оператора в получении услуг Роспатента и Роскачества. Обратиться в Центр можно по телефону (8142) 44-54-00 или по адресу: г. Петрозаводск, наб. Гюллинга, 11.
Есть популярные бренды, которыми гордится Россия и которые известны в мире – суздальская медовуха, оренбургский пуховый платок, севанская форель, тульские пряник и самовар, якутские бриллианты, крымские вина, нижегородская хохлома, уральские самоцветы, луховицкие огурцы, вологодское масло.
В Карелии таким первым официальным региональным брендом будет «Карельская калитка». На сегодняшний день при поддержке Минэкономразвития Республики Карелия Суоярвский хлебозавод подал документы в Роспатент на получение патента (НМПТ) на «Карельскую калитку».
На сегодняшний день от Карелии зарегистрировано 237 товарных знаков. Часть из них с элементами, позиционирующими Карелию, например: Сделано в Карелии, Карелия-Гранит, Золото Карелии, Карельский сбор, Закрома Карелии, Карельский сухарник, Карельское лето, Карельский сувенир, Карельские двери, Карельское лукошко, Карельские узоры, Рускеала, Карельский стандарт, Кивач, Кижи, Марциальные воды, Паккайне, Карельский морозец. Кроме того, уже на регистрации находятся несколько товарных знаков: дед Халла, Талви Укко, туристический комплекс Белые мосты и так далее. Ознакомиться с зарегистрированными товарными знаками вы можете на сайте ФИПС.
Напомним, что осенью 2019 года завершены работы по созданию визуальной стратегии туристического бренда Республики Карелия, в настоящее время идет регистрация товарного знака. Функция управляющей компании официального туристического бренда Республики Карелия возложена на АО «Корпорация развития Республики Карелия.
«Республике Карелия необходимо создать свою дорожную карту по регистрации региональных брендов», – подвел итог Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Ракитин. Он внес предложение по созданию на площадке Минэкономразвития Республики Карелия рабочей группы, которая будет сопровождать и содействовать получению региональных брендов в виде товарного знака, НМПТ или географического указания.
Приглашаем население республики, бизнес-сообщество, науку и общественные организации региона принять участие в развитии института региональных брендов в Республике Карелия и создании благоприятного имиджа нашего региона. Обращаем ваше внимание, что круг возможных зарегистрированных объектов очень широк, это и географические объекты, места отдыха, достопримечательности, известные промышленные объекты, туристические маршруты, гастрономический бренд, карельская кухня, народные художественные промыслы и многое другое, что отражает исключительную специфику Карелии и достойно быть брендом нашей республики.
Сформирована онлайн анкета, с помощью которой можно принять участие и внести свои предложения по получению товарного знака собственности Республики Карелия https://forms.gle/fMBcSwchaLmod3vTA.