Государственные и муниципальные субсидии

Государственные и муниципальные субсидии

Государство может предоставлять малым предприятиям прямую безвозмездную и безвозвратную финансовую поддержку в форме субсидий.

Субсидии предполагают долевое участие в финансировании определенных затрат как непосредственно предприятия (за счет собственных средств), так и органа власти или организации, образующей инфраструктуру поддержки малого предпринимательства (за счет средств бюджета соответствующего уровня). Фактически субсидия представляет собой утвержденную сумму денежных средств, которую можно направить на целевое расходование, например, на оплату затрат по аренде зданий и помещений, оплату транспорта, оплату услуг сторонних организаций, приобретение инструментов и оборудования, покупку сырьевых ресурсов, оплату процентной ставки по кредиту и другие статьи расходов.

Отличие субсидии от кредитов и займов заключается в том, что субсидии являются безвозвратными и безвозмездными: никто не будет требовать вернуть эти деньги при условии их целевого расходования. Целевое расходование означает, что до получения субсидии предприниматель представляет технико-экономическое обоснование и смету расходов и затем отчитывается за израсходованные средства (путем предоставления документов, подтверждающих произведенные расходы). Изначально заявленные расходы не могут быть пересмотрены в дальнейшем.

Справка

Информацию о реализуемых мерах поддержки малого предпринимательства можно получить в органе исполнительной власти, обеспечивающем реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства на территории региона. Более подробную информацию можно найти на сайте «Федеральный портал малого и среднего предпринимательства» .

Порядок предоставления субсидий ежегодно изменяется, соответственно следует отслеживать информацию на региональных и других порталах.

В зависимости от тех целей, на которые идут финансовые средства, можно выделить большое количество видов субсидий. Примеры субсидий:

  1. Субсидирование части затрат по обучению работников на образовательных курсах
  2. Субсидирование части затрат по участию в выставках или ярмарках
  3. Субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам
  4. Субсидирование части арендных платежей
  5. Субсидирование части затрат, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и по договорам поручительства, заключенным между субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга
  6. Субсидирование части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации
  7. Субсидирование части затрат на обновление основных средств
  8. Субсидирование части затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) субъектов малого и среднего предпринимательства к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Новосибирской области
  9. Субсидирование части затрат на патентование (оформление прав интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом)
  10. Субсидирование части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта (гранты начинающим собственный бизнес)

Максимально возможный объем средств поддержки и направления субсидирования регионов ежегодно определяются Минэкономразвития России для каждого региона (в рамках Программы поддержки МСП). Субсидии выделяются регионам на конкурсной основе с учетом специфики экономического положения субъекта федерации. Общие приоритеты субсидирования обновляются на ежегодной основе. Список мероприятий поддержки МСП ежегодно расширяется и актуализируется.

Субсидии предоставляются на конкурсной основе. Для участия в конкурсе малому предприятию — соискателю субсидии нужно собрать определенный набор документов.

Список основных документов, необходимых для участия в конкурсе на получение субсидии:

  1. Заявление на предоставление субсидии;
  2. Анкета с основной информацией об организации;
  3. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) или бизнес-план;
  4. Смета расходов;
  5. Справка о наличии и состоянии банковских счетов;
  6. Справка об отсутствии просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды на последнюю отчетную дату;
  7. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  8. Документы о назначении руководителя и главного бухгалтера организации;
  9. Документ, подтверждающий полномочия представителя организации на осуществление действий от имени организации.

Типичные ошибки, допускаемые предпринимателями при подготовке документов на получение субсидии:

  • Расходы до момента регистрации заявки на предоставление субсидии осуществлялись за наличный расчет и не могут быть подтверждены платежными документами и договорами к ним.
  • Копии платежных поручений, подтверждающих факт безналичного расчета, не заверены банком.
  • В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей отсутствует вид экономической деятельности, по которому подготовлено технико-экономическое обоснование или бизнес-план.
  • Копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не заверена печатью регистрирующего органа или нотариально.

Как правило, субсидии не предоставляются субъектам малого предпринимательства:

  • оформившим необходимые для получения субсидии документы ненадлежащим образом;
  • находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;
  • имеющим задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • имеющим просроченную задолженность по заработной плате;
  • не соответствующим требованиям Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 (ред. от 06.12.2011) по виду осуществляемой деятельности:
  • в отношении которых ранее было принято решение о предоставлении аналогичной субсидии и сроки, в течение которых предоставляется субсидия, не истекли;
  • если с момента признания субъекта малого предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания государственной финансовой поддержки прошло менее 3 лет
    • осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
    • являющимся кредитными организациями, страховыми организациями, инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
    • являющимся участниками соглашений о разделе продукции;
    • осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

Заявки на получение субсидии могут оцениваться по следующим критериям:

  • количество вновь создаваемых рабочих мест;
  • срок возврата субсидии за счет налоговых платежей в региональный или муниципальный бюджет;
  • соответствие деятельности предприятия приоритетным направлениям социально-экономического развития региона и приоритетным направления поддержки и развития малого предпринимательства в регионе;
  • проработанность технико-экономического обоснования (или бизнес-плана)

Алгоритм получения субсидии в самом общем виде выглядит следующим образом:

Шаг 1. Необходимо изучить нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления субсидии.

Шаг 2. При возникновении вопросов по подготовке и содержанию документов следует обратиться в орган власти (или организацию, образующую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства), уполномоченный на принятие решения о предоставлении субсидии.

Шаг 3. Особое внимание необходимо уделить подготовке ТЭО или бизнес-плана. Подготовить его можно самостоятельно или с помощью специализированной консалтинговой компании.

Справка

В ряде регионов органы власти работают над оптимизацией процедур поддержки МСП посредством субсидий — делают его более прозрачным и понятным для получателей. Так, например, в Москве планируется ввести возможность подачи заявок на получение субсидии или гранта в электронной форме. Действует горячая линия для оперативных консультаций, а заседания комиссий, принимающих решение о выдаче субсидий, транслируются на сайте профильного департамента в сети Интернет.

Шаг 4. Необходимо подготовить прочие обязательные документы: заказать в налоговом органе по месту регистрации выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, заполнить заявление на предоставление субсидий. Все документы необходимо заверить у руководителя (при необходимости у главного бухгалтера). Заверяемые копии документов скрепляются печатью организации или индивидуального предпринимателя (при ее наличии).

Шаг 5. Подготовленный пакет документов передается в орган (организацию, образующую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства), уполномоченный на принятие решения о предоставлении субсидии (далее – уполномоченная организация).

Шаг 6.Уполномоченнаяорганизациярассматривает поступившие документы и принимает решение о предоставлении субсидии либо отказе в предоставлении субсидии и информирует малое предприятие о принятом решении. В случае принятия положительного решения между уполномоченной организацией и малым предприятием заключается договор о предоставлении субсидий.

Шаг 7. Малое предприятие в установленный договором период предоставляет в уполномоченную организацию документы, подтверждающие целевое использование субсидии.

Важно помнить, что в случае невыполнения малым предприятием условий предоставления субсидий, сумма субсидии подлежит возврату. Основаниями для принятия такого решения могут, в частности, выступать:

  • неподтверждение целевого использования средств субсидии;
  • выявление факта представления недостоверных документов, неполное освоение получателем средств субсидии;
  • невыполнение социальных обязательств, взятых на себя малым предприятием (например, создание меньшего количества рабочих мест, чем было запланировано в ТЭО, невыполнение условия по уровню среднемесячной заработной платы в расчете на одного работника)

Справка

Информация о получении предпринимателем финансовой поддержки в форме субсидии должна размещаться в открытом доступе — в региональном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей государственной поддержки.

Источник:    http://www.mspbank.ru/