Вчера в отеле «Фрегат» состоялся круглый стол с участием представителей туристического бизнеса Республики Карелия и местных товаропроизводителей. Мероприятие возглавил заместитель Премьер-министра Правительства Республики Карелия по вопросам экономики Дмитрий Родионов.
«Активизация внутреннего туризма в Карелию имеет мультипликативный эффект для экономики региона: активизируется сфера услуг, развивается торговля. Туристы готовы тратить деньги, чтобы увезти на память о Карелии что-то интересное, полезное, приятное. Наша задача – обеспечить разнообразие выбора», – сообщил вице-премьер.
Круглый стол был организован в преддверии начала туристического сезона. Программа мероприятия включала в себя обсуждение вопросов брендирования товаров и оформление упаковки, а также субсидирования затрат предпринимателей.
Высказать своё мнение пригласили представителей региональных туристических компаний. Руководитель музея-ресторана «В Карелии Есть» Ольга Белоногова отметила, что введение налога на профессиональный доход существенно облегчило взаимодействие с производителями изделий народно-художественных промыслов. Однако в настоящий момент для заведения остро стоит вопрос поставок рыбы местного производства.
«Производители Беломорского, Кемского и Лоухского районов испытывают проблемы с логистикой. К сожалению, механизм поставок свежей рыбы у нас слабо отработан, поэтому карельские горбуша и навага преимущественно поставляются оптовым московским компаниям», – сообщила ресторатор.
Потребности в свежей продукции животноводства и растениеводства также обозначил директор ООО «Приладожье» Андрей Коледа.
Основную часть продуктов для своего кафе, расположенного на берегу Ладожского озера, он приобретает у оптовиков. Исключением стала молочная продукция, закуп которой организован на взаимовыгодных условиях у племенного завода «Новоладожский».
Причины недостаточного вниманиям туристической отрасли к продукции местных товаропроизводителей генеральный директор ООО «Карьяла Ивент» Дмитрий Макаров видит в отсутствии налаженного канала коммуникации. Для решения данного вопроса, по его словам, может быть использована привычная современному человеку коммуникационная технология – чат рестораторов и поставщиков, где каждый сможет оперативно обозначить свои потребности и предложения.
Гастрономический туризм – это одно из самых актуальных направлений развития, открывающее широкие перспективы для карельских товаропроизводителей. Так считает представитель ООО «Колмас» Виталий Талыпин. По его мнению, этнографические сувениры отходят на второй план, набирают обороты гастросувениры – сладости, дикоросы, консервы. Что важно, изделие становится сувениром, если оно эстетично выглядит, оформлено в соответствии с современными тенденциями и брендировано.
О своем положительном опыте взаимодействия с поставщиками сувенирной продукции рассказала директор Музея-Заповедника «Кижи» Елена Богданова. В 2021 году организация заключила контракты с 86 поставщиками, которые обеспечивали продукцией 6 торговых точек. Особой популярностью пользовались гастрономические товары, текстиль, книги и изделия народно-художественных промыслов. Основная масса туристов – а их на Кижи с прошлом году побывало более 230 тысяч – отдавали предпочтение фирменной продукции. Имели успех «Кижское мороженое» от ЗАО «Холод Славмо», брендированные пряники от мастерской «Карельский пряник», варенье и иван-чай от ООО «Мама Карелия».
Дмитрий Родионов подтвердил, что Карелия накопила успешный опыт взаимодействия туристского бизнеса с карельскими производителями. Одним из примеров такого сотрудничества является уникальное карельское крафтовое пиво «Рускеальскiй Экспрессъ» производства пивоварни «Радабир». Напитко хорошо продается в туристическом ретропоезде, курсирующем по маршруту Сортавала – Горный парк «Рускеала».
Подводя итоги обсуждения, Дмитрий Родионов дал поручение Корпорации развития Республики Карелия создать единый каталог карельских товаропроизводителей. Также поручил Минэкономразвития Карелия совместно с региональным Минсельхозом проработать вопрос поставок дикого мяса и местной рыбы карельским рестораторам.
Завершающим этапом круглого стола сало личное общение представителей бизнеса. Местные производители представили широкий ассортимент продукции – мороженое и сыры, мёд и варенье, чай и пастилу, морсы и квас, а также текстиль и традиционные сувениры.